Крымский брюзга (crimea_br) wrote,
Крымский брюзга
crimea_br

Адыгея: взгляд из Крыма, день второй

На второй день в планах были водопады Руфабго, большая Азишская пещера и плато Лаго-Наки.
Так получилось, что это был день отличных впечатлений и глубоких разочарований.
С утра мы должны были подниматься на хребет Азиш-Тау, окаймляющий плато Лаго-Наки, потом спускаться в большую Азишскую пещеру, и в конце дня идти на водопады.
Но погода внесла коррективы.
С утра зарядил дождь, и выход на плато перенесли на финал дня, потому что самое прекрасное на этом маршруте - панорамы окоема, а в тучах и тумане ничего не видно. Понадеялись на переменчивость погоды, забегая вперед скажу, что тактика себя оправдала полностью.

Итак, под моросящим дождем мы отправились к водопадам Руфабго.
Никто не знает, что означает название урочища, реки и водопадов "Руфабго". Этого слова нет ни в одном языке ни одного народа, живущего в округе.
По легенде (а как же без нее?) Руфабго - имя собственное. Так звали великана, который жил в верховьях реки, и терроризировал горцев непомерными требованиями жратвы. Как и положено в таких случаях, местные герои вызывали великана на поединок, потому что из-за великанского аппетита в аулах наступил реальный голодомор.
Великан Руфабго на поединки соглашался, с особым цинизмом позволял себя убить, после оживал, и требовал еще больше жратвы в компенсацию. Так продолжалось, пока молодой, но умный, горец не пошел на другую сторону ущелья, к отшельнику/колдуну/мудрецу по имени Мезмай. Мезмай поведал, что великану надо вырезать сердце, и тогда он умрет бесповоротно. И для выполнения такого подвига дал герою ослепляющий порошок.
Герой поднялся повыше, дождался нужного ветра, вызвал Руфабго на бой, и высыпал порошок так, чтобы он запорошил глаза великана. Вырезал ослепшему террористу сердце, но не удержал, и сердце скатилось по руслу вниз, окаменев возле третьего водопада, который теперь так и называется: "Сердце Руфабго"
В честь мудреца Мезмая назвали аул, теперь это довольно крупный поселок, и реку.

Всего водопадов на реке Руфабго то ли 12, то ли 14. Мы прошли до четвертого, гид сказал, что он лично ходил до восьмого, и тем самым раззадорил нас донельзя. Мы (я и ещё трое) тут же решили, что это упущение исправим в следующем году. Приедем без группы, и пройдем максимально далеко.
До четвертого водопада идет оборудованная тропа, дальше надо переходить вброд, подниматься круто вверх, и пятый водопад будет только через минут сорок. Затем подряд шестой и седьмой, а к восьмому надо от седьмого подниматься с веревкой. Или обходить седьмой по борту, но тогда теряется вся красота.

Смотрим картинки. Все кликабельны.

Место впадения Руфабго в Белую

Река Белая в тумане

Первый водопад. Чем то напоминает наш Джур-Джур

Пейзажи в урочище. Все заросло зеленью

Указатели возле второго водопада "Каскадный"

Второй водопад, "Каскадный"

Третий водопад, "Сердце Руфабго". Камень, "под которым" течет вода - и есть "сердце"

И вот финиш нашего маршрута, четвертый водопад "Девичья коса", среди туристов известный под псевдонимом "Шнурок". Дальше оборудованная тропа заканчивается, да и отведенное на экскурсию время вышло.

Пока шли обратно, к автобусу, распогодилось, и мы поехали на Азишский перевал, по пути заглянув на смотровую площадку турбазы "Сибирь"

Посмотрите направо - снежники каменного моря плато Лаго-Наки

Посмотрите налево - Кавказ вдалеке

На заглавной фото, кстати, вид с этой же площадки.

Снизу на нас полезла "обезьяна"

И на этом приятные впечатления закончились. Наступили разочарования.

Нам анонсировали плато Лаго-Наки, и я рассчитывал на прогулку по снежникам этого плато, с выходом на каменное море и южный край - увы. Смотровая площадка, и всё.
Да, вид классный, напоминает Ай-Петри ранней весной. Плато всего на расстоянии пяти минут ходьбы от смотровой вниз. Близок локоть, а нихрена не достать. В экскурсионных планах спуска и прогулки нет. Сделал себе зарубочку на будущий год - сходить.
На перевал поднимались в разбитых УАЗах, пересев в них из автобуса, и заплатив пару рублей. А точнее - по 400 с носа.
Зачем?
Непонятно.
К перевалу ведет прекрасная гравийная дорога, проходимая для всех видов транспорта. К тому же машина, в которой я ехал, на полпути встала - вытекло масло, и за нами прислали другую.

Смотрим фото и видео Азишского перевала, и со смотровой площадки вид на снежники Лаго-Наки

Странные ёлки - порыжели со стороны, обращенной к плато. Причем все, до единой. Это я сфотографировал одну, а так там все такие.

Вот на этом мы ехали к перевалу. Но не доехали.

В планах оставалась еще Большая Азишская пещера.
Треш, угар, отстой.
После наших Кизил-Кобы, Баира, Мраморной, Бузлука - ни о чем. Вообще.
Предложили экстрим-тур по пещере. 500 метров в резиновых сапогах по руслу маленького ручейка нижнего уровня. Экстрим по чавкающей грязи. Лягушек только не хватает.
Экстрим - это у нас, в Красной, за сифоны, когда между водой и потолком 3-5 сантиметров воздуха, а то и нырнуть.
Короче, я даже фотографировать не стал этот примитив.
Полтысячи рублей псу под хвост.

На этой печальной ноте и закончился день второй